[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ СЕНТЯБРЬ 2000 ЭЛУЛ 5760 — 9 (101)

 

Учитель фехтования

Близкие и друзья, ученики называли его коротко  – «АБ». Это была как бы личная аббревиатура профессора, заслуженного деятеля искусств Аркадия Борисовича Немеровского.

Владислав Шницер

Высокий, стройный, элегантный, он любил все красивое. И все его три жены были на редкость красивы. Расставшись с двумя из них, он до конца своих дней оставался им другом.

АБ многие годы был моим соседом по дому на улице Усиевича, мы дружили. Я хорошо знал его и в расцвете сил, творческой, мужской удачи, и на старости лет. Хотя понятие «старость» настолько с ним не сочеталось, что никто и не удивился, когда у него, 70-летнего, в браке с третьей женой родился сын.

– Еврей должен жить до 120, но детей рожать не позже ста, чтобы успеть вывести их в люди,– шутил АБ, прогуливаясь с младенцем в коляске возле дома.

Но он не дожил и до 83, не успел, о чем мечтал, – «поднять» сына. Сегодня Аркадию Немеровскому исполнилось бы 90 лет.

Он родился в Киеве в интеллигентной еврейской семье, которая вскоре после революции переехала в Москву. Шестнадцатилетним по совету отца поступил на юридический факультет МГУ и одновременно по велению сердца – в студию театра им Вахтангова, он с детства мечтал стать артистом. Юридическая карьера его не прельщала, хотя и закончил он университет с отличием.

Начинающий актер, он, однако, уже был известен в спортивных кругах, получив звание мастера спорта, стал капитаном сборной СССР по фехтованию, в 1936-м она завоевала первое место на международных соревнованиях в Турции.

Занятия по сценическому фехтованию в ГИТИСе.

Случилось так, что блестящее спортивное дарование определило творческую судьбу Аркадия Немеровского. Едва закончив школу-студию, он начал преподавать в ней сценическое фехтование. Его учениками стали Борис Захава, Рубен Симонов и многие другие мастера сцены.

Движение – важнейшая составляющая успеха фехтовальщика. А в этом, в движении, Немеровский, ловкий, грациозный, элегантный, отточен каждый жест, задействован каждый мускул, неповторим и поныне. Я изредка приходил на его тренировки, занятия, зачеты со студентами и, признаюсь, только там понял, какую гармонию способны явить собой движения человека.

Как артист АБ не оставил после себя каких-либо особо ярких, значительных ролей, разве что царя Эдипа в одноименной трагедии Софокла. Видимо, он и сам вовремя понял, что его дарования недостаточно, чтобы занять место в первых рядах вахтанговцев, зато как преподаватель сценического движения стал незаменим. Артистов, прошедших школу Немеровского, отличают свобода, раскованность, легкость, точность и удивительная элегантность движений. АБ был одинаково требователен к своим ученикам, невзирая на их маститость. Однажды Рубен Симонов, репетировавший роль Сирано де Бержерака, вскипел:

– Вы сотый раз гоняете меня в этом эпизоде! Хватит, черт побери!

АБ словно сразил его шпагой:

– Вы не добились правдивости, зритель не поверит вам...

И Симонов покорно занял исходную позицию.

Аркадий Борисович полностью разделял идею великого Мейерхольда, считавшего, что движением, пластикой на сцене актер в состоянии усилить свое воздействие на зрителя. Именно это подтолкнуло АБ к созданию школы пластической выразительности актера и актерского тренинга. Обучая студентов ГИТИСа, ВГИКа, Щукинского и Щепкинского училищ, школы-студии МХАТа, других театральных школ, он создавал специальные упражнения, учебные мизансцены.

А.Немеровский с сыном.

– У АБ было несчетное количество учеников, – вспоминает художественный руководитель и главный режиссер театра им. Моссовета, народный артист РФ Павел Хомский. – Складывается впечатление, что всех нас учил он! Кого ни спросишь, кто у вас преподавал сценическое движение, фехтование, отвечают: Немеровский. Помнится, на третьем курсе ГИТИСа мы на занятиях у АБ делали этюд «Рукопашный бой». В это же время вахтанговцы репетировали «Молодую гвардию» с Юрием Любимовым в роли Олега Кошевого. Спектакль ставил Захава, а сцену рукопашного боя с немцами – АБ. И он решил, что мы со студентом Аугшпаном должны продемонстрировать вахтанговцам на сцене настоящую драку. Признаюсь, в театр мы пришли в некотором «дражементе», он усилился, когда в фойе увидели всю занятую в спектакле труппу, Николая Плотникова и других знаменитостей. Но сцену рукопашного боя мы им показали! На голом паркете, без подстраховочного мата. Пусть будут синяки! – решили мы и сработали под аплодисменты труппы...

Учениками Немеровского, которых он обучал выстраивать «пластическую выразительность образа», были Еремин, Чурикова, Козаков, Евстигнеев, Доронина, Гриценко и многие другие мастера сцены, всех не перечесть. Учиться к АБ приезжали актеры из Польши, Болгарии, Испании, США, в том числе и знаменитый Аллан Шнайдер, впоследствии руководитель Джульярдской высшей театральной школы. Сколько раз просил он Аркадия Борисовича преподавать в этой школе! Но его из страны не выпускали. У профессора был «плохой» характер: принципиальный в суждениях, он, словно рапирой, разил в глаза собеседнику правду, любому собеседнику.

Народный артист Юрий Любимов, главный режиссер Театра на Таганке, с теплотой вспоминает Немеровского, с которым вместе более 60 лет назад начинал служить в театре им. Вахтангова. Он рассказал, как при обсуждении в ГИТИСе его спектакля «Добрый человек из Сезуана» Немеровский вступил в спор с руководителем кафедры, народным артистом СССР профессором И. Толчановым и другими театральными мэтрами, решившими «зарезать» спектакль, который затем оценили по достоинству Рубен Симонов, Алексей Арбузов. С их благословения «Добрый человек» имел не только успех, но и был признан эпохальным.

А.Немеровский и М.Астангов на репетиции сцены поединка из «Гамлета» В.Шекспира.

Театр имени Евг. Вахтангова. 1957 год.

 

Рассказывая как-то об этом эпизоде, Аркадий Борисович заметил:

– Если умру первым я, Юрий Петрович должен будет принести мне на могилу розы.

Принес ли, не знаю, но вспоминает Немеровского Юрий Любимов с сердечностью.

Бывшая супруга Аркадия Борисовича Тамара Другова рассказывает, как чуждо было ему угодничество. Например, ему ничего не стоило публично выразить возмущение Петру Демичеву, тогда министру культуры СССР, примитивному партноменклатурщику, приписавшему однажды авторство «Марии Стюарт» Шекспиру.

Чтобы скрыть причину отказа Немеровскому в выезде в США, Екатерина Фурцева, очередной министр культуры СССР, убедила американцев, что он тяжело болен. Обеспокоенная нездоровьем Аркадия Борисовича Стелла Крамер, министр театра и кино США, позвонила Друговой в Москву, чтобы выяснить, какие прислать лекарства.

Мне же кажется, что основным мотивом, сделавшим профессора «невыездным», было то, что, не будучи сионистом, АБ, однако, открыто высказывался в поддержку евреев, стремившихся выехать в Израиль.

– Родина там, – говорил он, – где человеку хорошо, свободно живется и работается.

А.Немеровский с женой.

И все же по приглашению известного мима Марселя Марсо Немеровскому удалось выехать во Францию, где он две недели преподавал в Школе мимики и жеста, а позже и в Мадрид по приглашению Анхеля Гуттиереса Камироса, в школе которого два месяца преподавал методику и упражнения движением съехавшимся со всей страны артистам и студентам театральных школ.

Свой богатый опыт работы по сценическому движению, умению соединить в актерской работе талант и ремесло Аркадий Борисович изложил в книге-учебнике «Пластическая выразительность актера», выдержавшей два издания, в 1976 и 1988 годах, и ставшей настольной для актеров различных жанров.

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru