[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ СЕНТЯБРЬ 2000 ЭЛУЛ 5760 — 9 (101)

 

Оборотная сторона медали

Не за горами еврейский Новый год, Рош а-Шона. Символично, что он почти всегда совпадает с началом учебного года. В связи с этим в предновогодние дни представляется уместным поговорить о еврейском образовании.

В этом году 1 сентября в странах бывшего СССР открыли свои двери 50 школ «Ор Авнер», из них 22 новые. Больше десяти тысяч еврейских мальчиков и девочек смогут не только получить прекрасное общее образование, но и познать мир традиции, истории, культуры своего народа, изучить иврит.

Еще 10 лет назад кто бы мог мечтать о подобном? Но это, так сказать, одна, лицевая сторона медали. А если взглянуть на другую, оборотную ее сторону? Сколько еще еврейских детей не имеют даже представления об иудаизме, об идишкайт? Сколько еще детей не переступили порога еврейской школы? Сколько еще не знают своей истории, уникальной культуры? Если задуматься над этим – не такими уж значительными покажутся нам наши успехи.

Еврейский народ часто называют народом Книги. Книги именно с большой буквы, потому что Книга эта – Тора, плод творчества не человеческого, а Б-жественного разума. Вот почему изучение Торы для евреев никогда не было просто интеллектуальным времяпрепровождением – в ней была их жизнь, полная смысла.

Если спросить еврейских родителей, чего бы они желали для своих детей – практически всегда ответ будет содержать мечту о высшем образовании и, естественно, хорошей профессии. В Америке по этому поводу была популярна шутка о якобы появившемся в еврейской газете объявлении: «Мистер и миссис Розенталь рады сообщить о том, что у них родился сын доктор Розенталь». Еврейские родители готовы на любые лишения, только бы их чадо получило хорошее образование. Корни такого отношения к знаниям следует искать в нашей традиции: ведь в еврейских семьях не было мальчиков, которые не умели бы читать и писать, тогда как у соседей-неевреев грамотный ребенок, даже великовозрастный, был большой редкостью. Еврейский закон предписывает религиозной общине нанимать учителя для детей из бедных семей. Так что сегодняшний высокий уровень образованности среди евреев можно считать «последствием» обязательного изучения Талмуда нашими дедами и прадедами.

Однако ценности, увы, претерпели значительные изменения. 100 лет назад «а идише маме» объяснила бы, почему для нее так важно, чтобы и муж ее, и сыновья изучали Тору, познавали великие мысли мудрецов Талмуда: только так в этом огромном мире можно остаться евреем. Это было главным. Знаток Торы на социальной лестнице еврейской общины стоял значительно выше богача. Очевидно, что этот подход оправдал себя – еврейский народ жив, его стойкость стала легендарной.

Я искренне желаю всем нам возвращения к истинным еврейским ценностям, чтобы каждый еврейский ребенок прикоснулся к источнику жизни своего народа, чтобы и мы, и наши дети были достойны своих великих предков, своего драгоценного наследия.

Главный раввин России  Берл Лазар

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru