[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ АВГУСТ 2000 АВ 5760 — 8 (100)
Обретение Неба на Земле
365 размышлений Ребе
ВЕРА И ИНТЕЛЛЕКТ
Как-то жену Ребе спросили, что она думает о своем муже.
– Я скажу вам о самом важном: мой муж верит в Б-га, – ответила ребецн.
Она не шутила. Дело в том, что вера в Б-га никогда раньше не подвергалась таким сомнениям, как после Холокоста. Даже самому стойкому верующему было трудно устоять. Вот из этой пыли и пепла нужно было поднять новое поколение.
Трудно сказать, кому приходилось более отчаянно бороться: тем, кто был воспитан в вере и стал свидетелем или жертвой Холокоста, или тем, кто воспитывался в период Холокоста, цинизма и материализма, а затем боролся с верой – наше поколение.
Ребе больше кого-либо другого восстанавливал у евреев веру – своими письмами, беседами, действиями, наконец, оставаясь тем, кем он был.
Сильная вера простой души не так впечатляет. Простая вера великой души производит более сильное впечатление. Возможно, простой человек способен не задавать правильные вопросы. Верить ему просто удобно, необходимо. Не исключено, что он боится своей жены: как она воспримет, если однажды он заявит, что больше не верит.
Требуется по-настоящему великий ум, чтобы осмыслить такие соображения. Никто и ничто не заставят его верить – он верит потому, что это истина. Его вера не придумана им самим, она основана на истине вне его, истине абсолютной и поэтому непоколебима, до мельчайшей детали. И вера его очень впечатляет.
307
Из письма
Вы пишете, что вас тревожит отсутствие в вас веры. Но если вы не верите, почему это вас тревожит?
Из другого письма
Я не принимаю вашего утверждения, будто вы не верите. Ибо если у вас на самом деле нет представления о Высшем существе, сознательно создавшем мир, откуда этот ваш протест, возмущение несправедливостью жизни? В субстанции Вселенной нет понятия нравственности, нет его ни у растений, ни у животных. Почему вас удивляет, что тот, кто больше и сильнее, пожирает своего слабого соседа?
Это вызвано только вашим внутренним убеждением, разделяемым всеми людьми: есть Судья, есть справедливость и несправедливость. Почему же существует и торжествует зло? Мы требуем объяснения: почему это так, а не так, как следовало бы?
Это само по себе и есть вера в Б-га.
308
Есть вера субрациональная – это вера в догму. Есть вера суперрациональная – интуитивное знание, осмысление Высшей реальности, отблеск Бесконечного в ограниченном человеческом существе.
Наша задача не в том, чтобы иметь веру. Мы верим, независимо от нашего желания. Она, вера, вошла в нашу кровь от предков, которые отдавали за нее жизнь. Задача состоит в том, чтобы перенести высшее видение, которое давало им веру, в наши умы, в наши личности, в наши слова и дела повседневной жизни. Задача – сделать веру частью нас самих и нашего мира.
309
Интеллект терпит крах при попытке приблизиться к Б-жественному. В конце концов логика, критерий того, что разумно, а что неразумно, – это всего лишь нечто, созданное Высшим Творцом, каприз Того, Кто бесконечно выше интеллекта.
Чтобы приблизиться к Тому, Кто Создал интеллект, требуется чувство вне интеллекта. Мы называем это чувство эмуной, или, как переводят, верой.
310
Есть вещи, которые нашему пониманию заведомо недоступны. Как может интеллект изначально субъективного смертного, ограниченный пределами пространства и времени, измерить бесконечную мудрость Творца?
Огромным чудом является то, что есть вещи, которые мы можем понять!
311
Ни одну из причин, с помощью которых делают попытки объяснить Б-жью волю, нельзя считать решающей. Конечный ум не способен измерить бесконечную мудрость – не имеет значения, что породило мудрость в вакууме.
Решающая причина – то, чего мы не знаем.
312
Верно, что Б-г знает все наперед. Более того, именно Его знание приводит все существующее к бытию.
И в то же время у нас есть свобода выбора.
Это может показаться нелогичным. Но задайтесь тогда вопросом: а логично ли знание о существовании того, что возникло прежде появления какой бы то ни было мысли о нем?
Когда мы говорим об Источнике всего существующего, наши принципы логики неприменимы. Мы не понимаем этот аспект потому, что он не поддается пониманию.
313
Если бы я мог наблюдать и п
онимать все это и делать выводы эмпирически, вера не нужна была бы мне. Сила веры в том, что она, вера, выходит за пределы нашего ограниченного интеллекта.
***
Будь Б-г лишь немного умнее меня, Он не был бы моим Б-гом.
314
Не следует думать, что можно избежать веры. У каждой науки, каждой системы логики есть свои аксиомы. Разум не может сделать и шага без каких-либо гипотез, которые лежат в его основе.
315
Предположим, что вы видите великолепную машину с множеством деталей, работающих согласованно, в полной гармонии и далеко за пределами человеческого разума. Исследовав детали машины, вы находите, что некоторые принципы их работы вас смущают. Вряд ли вы станете жаловаться на изобретателя.
Но на Б-га вы жалуетесь!
316
Это была демонстрация выражения эмоций. Ребе говорил о страданиях в мире и в какой-то момент стал запинаться и в конце концов заплакал.
Если Б-г действительно все может, почему Он не создал добро без зла? И если Его Тора содержит ответы на все вопросы, почему она не отвечает на этот?
Ответ может быть только один: Он не хочет, чтобы мы знали, – узнав, мы бы погрязли в самодовольстве.
317
Наш праотец Авраам, как и Моисей, как и Акива и многие другие просветленные души, сомневались в справедливости Б-га. Так что вы не первый.
У сомневающихся два подхода: одни искренне хотят получить ответы на вопросы, другие этого не хотят.
Первые, желающие понять, испытали при встрече с реальностью, недоступной их ограниченным умам, чувство своего ничтожества.
Вторые, те, что спрашивали, но не хотели понять, ничего не получили.
***
Эли Визель спросил Ребе:
– Как вы можете верить в Б-га после Холокоста?
Ребе, в свою очередь, спросил Эли Визеля:
– Как вы можете не верить в Б-га после Холокоста?
И, как мне известно, Эли Визель верит в Б-га.
318
Вы спрашиваете: «Почему Б-г допустил это?»
Не оставляет сомнений, что все в мире имеет цель и значение. Изучив любой аспект Его обширного Творения, от космоса до работы атома, вы увидите, что должен быть план.
И вы спрашиваете, каким образом это входит в его план? Как это может быть?
На все это можно с болью ответить: Один Б-г знает.
Но то, что я не могу знать, мне и не надо знать. Не надо определенных знаний, чтобы выполнить то, для чего создал меня Творец.
А создал он меня для того, чтобы я изменил мир так, чтобы это никогда больше не случилось.
319
Если ваша вера держится на том, что наполнено для вас смыслом, вы считаете для себя наиболее целесообразным и больше всего соответствующим вашему «я», вы несомненно будете опасаться интеллектуальных сомнений. В лучшем случае ваш подход может оказаться субъективным, предвзятым.
Если же вера, которой вы придерживаетесь, основана не на вашем субъективном «я», а является реальностью вашей души, истиной, с которой она прочно связана, вам нечего бояться сомнений. Нет предчувствия, что вы окажетесь неправы, – есть лишь уверенность в большем понимании.
Следовательно, только истинная вера истинно объективна.
320
Интеллект – последняя граница Б-жественности. В Зогаре сказано:
– Мысль никак не может охватить Его.
Б-жественность может водвориться даже там, где по определению Б-га быть не может. Разум должен стремиться к тому, чтобы понять все, что он способен понять и еще настойчивее пытаться познать то, чего познать не может.
321
Есть и такие, что прих
одят к двум богам.
Один бог – безличная, всеохватывающая, потусторонняя сила. В трудное время они взывают к другому, личному, богу, с которым у них весьма близкие отношения.
Истинная вера состоит в знании того, что эти два бога – Он Один. За всем существующим и даже дальше его стоит один и тот же Б-г. Он слышит ваши стоны и видит ваши слезы. Тот же Б-г заботится о том, что варится в вашей кухне и наблюдает за тем, как вы обходитесь со своими ближними.
Б-га нельзя определить и как что-то потустороннее. Он вне всего о во всем одновременно.
322
Вера – не только результат опыта. Она – факт, происходящий изнутри и порождающий опыт. Нечто произойдет потому, что вы верите в то, что оно произойдет.
323
Веры недостаточно – нужно Доверие. Верующий может быть вором и убийцей. Доверие к Б-гу изменит вашу жизнь.
324
Американские деньги процветают потому, что на них написано «Мы доверяем Б-гу». Не просто «верим» – доверяем.
Деньги говорят вам и о своей цели. На них написано: «E Pluribus Unum». Цель всех операций с деньгами – сделать из множества Единство, и если такова действительно ваша цель, то вы можете рассчитывать, что Единый Творец позаботится о ваших нуждах.
325
Иудаизм действует. 3300 лет мы проверяли это во всех возможных условиях. Как и почему он действует, в сущности, не так важно. Отказывается ли кто-нибудь от еды, потому что не измерил еще работу пищеварительного тракта?
326
В жизни мы никогда не ждем 100%-ной гарантии. Мы доверяем зубному врачу, считая его таковым, водителю такси, считая его таксистом, и вручаем им свое здоровье, свою жизнь на призрачном основании. Но когда речь заходит о простом хорошем деле, люди требуют доказательства того, что Б-г действительно хочет от них этого.
НАУКА И ТЕХНОЛОГИЯ
Ребе изучал в Берлинском универс
итете и Сорбонне и гуманитарные и научные дисциплины.
В XIX и большей части XX века раввины имели дело с «вызовом науки». Их подход был в основном классической защитой, они объясняли традиционное заново, пытаясь подстроиться по новые веяния.
Ребе решительно возражал против подобной защиты. По его мнению, не существует никаких противоречий между Торой и наукой, имеет место лишь огромное непонимание того, что такое наука и что она утверждает.
327
Эйнштейном восхищались за то, что он доказал: энергия и материя едины. Ученый, который сумеет показать, что все силы едины, создав унифицированную теорию, удостоится еще большего признания. Если мы все уверены, что со временем это кому-то удастся, почему не принять это прямо сейчас и не назвать Б-гом?
328
Все создано как средство познать Б-га. Все открытия, когда-либо сделанные, были задуманы в те самые шесть дней Творения, чтобы мы их использовали в последующем.
329
Свыше 1700 лет назад в Зогаре было предсказано, что примерно в 1840 году произойдет революция в науке. В нем описаны источники мудрости, бьющие из глубин и наводняющие землю в подготовке эпохи, когда мир будет наполнен мудростью и познанием Единства Творца.
Откуда нам известно, что истинная цель современной науки и технологии не удобство и власть, а средство открыть Б-жественное в физическом мире?
330
Каждое откровение современной науки можно найти сокрытым в Торе, даже квантовую механику, если вы хорошо понимаете Тору.
331
Наука не бросает вызова Торе. Ученые – возможно, но не наука. Истинная наука может лишь возвысить Тору, демонстрируя ее истины в эмпирическом царстве.
Коммуникационная технология снабжает нас метафорой, из которой понятно, как Одно Существо может в одно мгновение постичь все. Можно лишь удивляться тому, что предыдущие поколения обладали знанием этого.
Современная физика рассказала нам о единственности Вселенной, — теперь стала понятнее идея единственности Творца: все существующее подразделяется на два элемента, силу и частицу, эту силу порождающую. Другими словами, количество и качество. С помощью простого уравнения Эйнштейн продемонстрировал, что и эти два элемента – суть одно.
332
Познание ученого начинается с внешнего мира и попытки изучения внутри, т.е. снизу вверх, с субъективного опыта, создания объективной модели.
Мудрость знатока Торы начинается внутри и работает наружу, сверху вниз. Он размышляет над объективной моделью Создателя и пытается приложить это с целью найти истину вне нашего мира.
333
Никто никогда не видел, не щупал, не измерял частицу или волну тяготения. Более того, само представление об этом явлении фантастично. На расстоянии световых лет между ними массы влияют друг на друга!
Однако все мы согласны с тем, что должна быть причина этого феномена и называем эту неуловимую силу тяготением.
То же и с причиною существования. Она может быть даже более неуловима, но реальность ее существования по крайней мере так же явственна и подтверждена опытом.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru