[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ АВГУСТ 2000 АВ 5760 — 8 (100)
МОСКОВСКОЕ ВРЕМЯ
Газета в журнале
В первый погожий сентябрьский день...
Еще ярко светит солнце, еще звучат задорные песни у лагерных костров, а желтые листья уже напоминают о наступающей осени. С ее приходом откроются детские сады «Ган Хая» и «Хедер Менахем», начнутся занятия в ешивах и школах. О счастливых днях беззаботного лета, которые провели еврейские мальчишки в лагере «Ган Исроэл», о первых занятиях в истринском семинаре, о том, что будет в новом учебном году в ешиве «Месивта» и школе «Ахей Тмимим» – в материалах, подготовленных Ларисой Токарь совместно с Ефимом Захаровым и Ритой Лобовской.
ДЕТСКИЙ САДИК,
КАК ПЧЕЛИНЫЙ РОЙ...
...там детишки
бегают гурьбой
Воспоминания о детском саде тех, чье детство пришлось на послевоенные годы, как правило, не окрашены в светлые тона: подгорелая манная каша, грубые няньки, постоянные простуды... После знакомства с детскими садами «Ган Хая» и «Хедер Менахем» можно искренне порадоваться за нынешнее поколение малышей.
Детский сад «Ган Хая», который является частью комплекса «школа - сад Ахей Тмимим» на Мясницкой, назван в честь жены Любавичского Ребе ребецн Хаи-Мушки. Сорок ребятишек от 3 до 7 лет учат по обычной программе дошкольного образования, а главное, в доступной форме им преподают традицию и иврит, и, кроме того, с ними занимаются музыкой. Добрая молва о садике передается из уст в уста, кто-то советует своим знакомым привести сюда своих детей, а уж те, у кого дети здесь «побывали», приводит собственных «новых» младших детей. «Повзрослевшие» питомцы переходят в школу «Ахей Тмимим», а на переменках навещают свою «смену».
Последние два с половиной года садом «Ган Хая» руководит заместитель директора по дошкольному образованию комплекса Бас-Шева Тамарина, выпускница Харьковскогго педагогического института по специальности «Дошкольное воспитание». Бас-Шева с уважением отзывается о своих коллегах – преподавателях иврита Мале Кернер, традиции – Шуламис Карповой, воспитателях.
Сара-Хана Мондшайн, уроженка США, уже шесть лет живет в Москве. Она работает воспитателем детского сада «Хедер Менахем» (директор раввин Липскер). Сара-Хана закончила в Нью-Йорке религиозный педагогический колледж «Бет Ривка» по специальности «Еврейская традиция». В семье Мондшайн четверо детей, из которых трое ходят в мамин садик. Всего в нем тридцать малышей. Занятия те же, что и в садике «Ган Хая». Те, кому исполнилось три года, учатся плавать в бассейне. Здесь изучают еще и русский язык – дело в том, что «Хедер Менахем» посещают в основном дети из Израиля и США, для которых русский является иностранным языком. Особым успехом у питомцев этого сада пользуются музыкальные занятия, где их учат еврейским и русским песням, танцам и ритмике. Сейчас малыши готовятся к еврейскому новому году Рош а-Шана – разучивают песенки, рисуют и т.д. В Йом Кипур они пойдут в синагогу в Марьиной роще или на Большой Бронной, а в Суккос для них будет построен маленький шалаш.
Но самым бурным весельем, как правило, отмечается праздник Пурим. В уходящем году на Пурим в садик «Хедер Менахем» был приглашен художник, разрисовавший детишкам лица. Пришедшим на праздник каждая группа сада показала свой небольшой спектакль.
В ближайшее время детский сад справит новоселье в отремонтированном здании на Мясницкой улице. Там поблизости расположен большой парк, так что ребятам будет где порезвиться.
МАЛЬЧИШНИК В ЛАГЕРЕ «САД ИЗРАИЛЯ»
Футбол, гагабол и шашлыки на свежем воздухе
Едва в летнем лагере «Ган Исроэл» закончилась смена для девочек (об этом «Московское время» писало в предыдущем номере), как состоялся «мужской» заезд.
На 21-дневный отдых прибыли 200 мальчиков.
В лагере стало особенно шумно, в первую очередь заполнились спортивные площадки. Лихие спортсмены играли в футбол и волейбол, а вожатые-американцы научили их новым спортивным играм – бейсболу и гагаболу. На одной их площадок собирались ребята с хоккейными клюшками. Правда, в хоккей играли не на льду, а на асфальте и без коньков. А в холле два карапуза с серьезным видом разыгрывали шахматную сицилианскую защиту. Говорят, среди любителей этого вида спорта был даже член молодежной сборной Москвы по шахматам, кандидат в мастера.
Субботними вечерами в шашлычной для ребят устраивали праздничный ужин. Мальчишечьи посиделки с шашлыками из курятины проходили весело, с песнями и прибаутками.
Другая новинка, которой вправе гордится заместитель директора лагеря по хозяйственной части Анатолий Семенович, он же Натан, – акваробот в бассейне. После очистки этим хитроумным приспособлением вода в бассейне становилась свежей, как утренняя роса.
Командовал армией мальчишек Александр Каллер, 24-летний раввин, имеющий большой опыт работы с детьми: он окончил Центральную Любавичскую школу в Бруклине, в 1994 году работал в еврейском лагере в Лондоне, в 1996 – в Нью-Йорке, а теперь приехал в российский «Ган Исроэл». Работу он организовал четко – ни одного ЧП за смену. Ребячий контингент был разбит на 25 отрядов, в которых день и ночь трудились 25 вожатых и пять учителей (они проводили занятия по еврейской традиции, истории и основам иудаизма). Ребята съехались в «Сад Израиля» со всех регионов России и Украины. Кроме москвичей, нижегородцев, хабаровчан, были мальчики из небольших исконно русских городов – Новозыбкова, Кинешмы, Брянска, Костромы.
– В лагере ребята постигали азы еврейской жизни и иудаизма, – рассказал Александр Калер. – И, конечно, активно отдыхали, как и положено в каникулы.
Вожатые приехали из США, Канады, Израиля и даже из ЮАР. Главный вожатый Гедалья Лоунштейн в России впервые. Работал в подобных лагерях в Англии, Канаде, США. По его мнению, «Ган Исроэл» не уступает западным образцам, природа вокруг прекрасная, а дети более дисциплинированные и любознательные.
– Я вижу, как они тянутся к еврейству, открывают его в себе, может быть, потому что познают впервые, – говорит главный вожатый.
Лейма Гершберг, в прошлом ленинградец, теперь живет в Нью-Йорке, недалеко от дома, где жил Любавичский Ребе. Он показывал ребятам фотографии, связанные с этими местами. В лагере Лейма отвечает за кошерность продуктов. Ездит на молочные фермы, следит, чтобы пищу готовили по еврейским законам. Он и знаток еврейской традиции, и настоящий философ. Мы говорили с ним о вожатых: почему они, иностранцы, в свое свободное время уезжают так далеко от дома и работают с таким энтузиазмом?
– Ребе дал им благословение, броху, на эту работу. Помощь другим общинам – святое еврейское дело. Жизнь еврея основана на «нешоме» – душе, духовном начале, которое еврей должен привносить в жизнь, чтобы люди стали добрее, ближе друг к другу. Я верю, что Ребе посылает вожатым духовную силу, а она дает физические силы, которые позволяют им целиком посвятить себя детям.
Во время нашей беседы к нам подошел мальчик лет десяти-одиннадцати, родом из Брянска.
– Ну, ты сделал «брис»? – спросил его Лейма.
– Сделал, – ответил мальчик. – А знаешь, почему я это сделал? Я хочу, чтоб у меня никогда не обрывались еврейские корни.
– Было больно?
– Нет, – храбро ответил тот. – На третий день я уже бегал.
Мальчика зовут Шульбер Довбер, раньше его звали Борис. Конечно, парнишка храбрился. Все же операция. Бывает больно, и ребята это знают. Но идут на обрезание сознательно, без принуждения и только с согласия родителей. За смену операции подверглись 23 человека.
Мы продолжали разговор о вожатых. Их фантазия неиссякаема. Они рассказали детям, как проводить еврейские праздники и как выпечь субботнюю халу. Праздник Суккос будет осенью, но вожатые научили ребят строить шалаш – «сукко». Один американский вожатый показал, как устраивать шалаши на деревьях, не ломая зеленых насаждений: связал веревкой ветви и получился трехэтажный шалаш.
Большое впечатление на ребят произвела поездка в Санкт-Петербург с посещением «Эрмитажа», Петергофа и катанием по Неве на речном катере. Для мальчишек из российской глубинки была организована экскурсия по Москве. Очень понравился дельфинарий и цирк на Цветном бульваре.
Особой популярностью у мальчишек пользовался костер. Вместе с языками огня в звездное небо устремлялись еврейские песни, как известные, так и собственного сочинения. Например, «Мойшеле», которую юные певцы исполнили на мотив детской песенки «Голубой вагон»:
– Папа, расскажи мне
о творце земли, –
Мойшеле упрашивал отца.
– Ты попробуй, сам ответ
определи,
Посмотри, сынок, на небеса.
Каждому хочется все
понять, все узнать,
Взглядом окинуть все,
прямо как в кино.
Нету сомнения, где
смотреть, где искать,–
В Торе, конечно же, все
отражено.
Голубое небо необъятное,
Берег океана не найти:
Так же наша Тора
безграничная,
Так к ответу Мойше смог
прийти.
Свои таланты мальчики проявили и в театральных постановках. Они сочиняли сценки из еврейской истории – об Исходе евреев из Египта, даровании Торы и др., сами шили костюмы. В подготовленных ими шуточных номерах ребята пародировали своих вожатых, их речь, походку, манеру поведения.
В конце смены состоялся большой концерт. Его сценарий вожатые привезли из Америки, они же смастерили необходимый реквизит и под бурные аплодисменты своих питомцев с блеском показали им концертную программу.
При расставании ребята не могли скрыть огорчение – так не хотелось покидать новых друзей. Они будут переписываться, а на следующий год постараются снова встретиться на Истре. И, может быть, вновь увидеть вожатых, к которым успели привязаться.
ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЕ РЕБЯТА
Летние семинары на Истре становятся доброй традицией
Приблизить мальчиков к иудаизму, помочь тем, кто собирается поступить в ешиву, – такую цель поставили перед собой устроители летнего семинара, который проходил в августе в истринском лагере. Подобные семинары уже завоевали авторитет, сюда приезжают дети раввинов, в том числе из Израиля. Среди других 80 участников семинара было немало ребят, оставшихся после смены в лагере «Ган Исроэл», а также подростков из больших и малых российских городов. Именно им предстоит продолжить возрождение еврейской жизни в регионах.
А пока ребят разбили на группы по возрасту и уровню знаний. В одной комнате собрались начинающие, где вожатые научили их надевать тфилин. В соседней комнате мальчики сами с этим справлялись и с пониманием листали молитвенник.
Многие мадрихи работали до этого в лагере для мальчиков: Гедалья Лоунштейн, Иче Гордон и др. Правда, функции их немного изменились – здесь упор был сделан на учебу. Но разрядка необходима даже самым прилежным ученикам, тем более что ешиботники, как все мальчишки, любят погонять мяч. В промежутках между занятиями подростки плавали в бассейне, играли в футбол, волейбол.
Но все же главное место занимала учеба. По существу, на семинар была перенесена учебная программа ешивы «Месивта», хотя и в облегченном виде. Самое удивительное, что дети прежде всего были увлечены именно учебой.
– Интерес 10–12-летних мальчишек к еврейской истории и традиции просто поражает, – отметил директор семинара Арон Головчинер. – Они охотно выдерживали пять уроков: Пятикнижие с комментариями, Мишна, Талмуд, еврейская философия. Иногда уже после звонка ученики оставались на местах и просили учителя продолжить рассказ.
– У меня мама еврейка, – рассказал Славик Комов из Харькова. – В семь лет я захотел поступить в еврейскую школу, мама была против, но я настаивал на своем, и она согласилась.
Славик готовился поступать в московскую ешиву «Месивта», и здесь ему помогли занятия в семинаре.
– 20 августа, – продолжил беседу Арон Головчинер, – мы проведем тесты на готовность ребят к учебе в ешиве. Глядя на них, я думаю, что мы сумеем набрать толковых ребят.
ЕШИВА МАЛЕНЬКАЯ, ДА УДАЛЕНЬКАЯ
В этом году второй раз откроются двери ешивы «Месивта». Как проходит обучение в этой школе, рассказывает ее директор,
Арон Головчинер.
– Арон, расскажите, пожалуйста, о вашей ешиве.
– Московская еврейская школа «Месивта» («месивта» по-арамейски «ешива») – это «ешива ктана», что означает «маленькая ешива». В ней ученики получают среднее образование, основательно изучают еврейскую традицию, а также иностранные языки. Основана ешива в прошлом году, и поначалу мы не ставили перед собой глобальных задач. Но первый год учебы показал, что интерес к изучению еврейской традиции, нашей истории достаточно высок. В новом году число учащихся возросло более чем вдвое.
– Кто учится в «Месивте»?
– Учатся мальчики, пришедшие после 5–6 классов общеобразовательных школ, и не только москвичи. К нам приехали ребята из Челябинска, Казани, Брянска, Нижнего Новгорода, Рыбинска, Ростова-на-Дону, Таганрога и других российских городов.
– Какие преимущества обучения в вашей ешиве?
– Их несколько: наши ученики занимаются в классах по 5–7 человек. При такой численности учащихся можно осуществлять индивидуальный подход к каждому из них. Ребят учат играть в шахматы, есть музыкальные кружки (гитары и флейты). Особое внимание мы уделяем изучению иностранных языков – иврита и английского, а с этого года вводится и французский. И еще следует добавить, что по пятницам у нас проводится День здоровья, ребята в этот день посещают бассейн и сауну. Ну и, конечно четырехразовое кошерное питание у нас бесплатное. Отличникам мы выплачиваем небольшую стипендию, а нуждающихся обеспечиваем одеждой. Иногородние живут в благоустроенном общежитии.
– Каков преподавательский состав ешивы?
– Мы отбираем лучших преподавателей из средних школ и вузов Москвы. Есть кандидаты наук, а преподаватель биологии трижды получала грант Сороса.
– Возраст 11–13 лет называют переходным и трудным. Как складываются у вас отношения с учащимися?
– Отношения доверительные. Мне лично в этом, по-видимому, помогают опыт и знания по моей прошлой специальности. Я – врач и еще закончил курсы психологии. Так что наладить контакт с подростками мне удается. Значительную роль играет сама атмосфера нашей ешивы. Помню, к нам приехал мальчик, который вначале чувствовал себя одиноким, не участвовал в общих играх, свойственных этому возрасту. Вероятно, в семье ему уделяли мало внимания. Здесь он со временем окунулся в настоящую семейную обстановку, почувствовал, что интересен и нужен нам. Я много с ним занимался и понял, что причина его одиночества не в психологической, а в педагогической сфере. Сейчас мальчика не узнать – он весел, общителен, стал лучше учиться.
– Как случилось, что вы оставили медицину и стали заниматься педагогикой?
– Я понял, что действительно необходим детям, которые воспитываются в духе еврейской традиции, поскольку обладаю светским и религиозным образованием, что в России большая редкость. Синтез знаний, полученных в области медицины, психологии и духовной еврейской жизни помогают мне в работе.
– Кто финансирует этот проект?
– Видные бизнесмены президент фонда «Ор Авнер» Леви Леваев и Авроом Гаст.
– Поздравляю вас с началом нового учебного года и успехов вам!
Владимир Куравский:
«У национального образования большое будущее».
Еврейская средняя общеобразовательная школа «Ахей Тмимим» значится под номером 1871, но больше она известна как «школа Куравского» – по имени ее основателя и бессменного директора.
От «почтового ящика» – к национальной еврейской школе
Владимир Григорьевич Куравский родился в 1948 году. Его юность пришлась на хрущевскую оттепель, на время «шестидесятников», когда отчаянно велись дискуссии между «физиками» и «лириками». Для Куравского такой проблемы не существовало – только физика! Он блестяще закончил физический факультет Казанского университета и защитил диплом в Научно-исследовательском физико-химическом институте химической физики им. Л.Я. Карпова. Перед ним, казалось, открылась возможность посвятить себя науке.
Но в реальности все сложилось иначе. Несмотря на рекомендации ведущих специалистов, на работу в Физико-химический институт его не приняли. По банальной причине – пятый пункт. Вместо ожидаемой аспирантуры пришлось пойти в закрытое учреждение с секретным номером, так называемый «почтовый ящик».
Те далекие 70-е стали временем поиска духовных ценностей. В глубоком подполье возрождалась национальная еврейская жизнь. Проявлялась она не только в постановках по произведениям Шолом-Алейхема или вечерах еврейской песни. Молодежь стала подпольно изучать иврит, приобщаться к еврейской традиции и истории. Тогда начали создаваться полулегальные национальные школы. Этот период жизни был наиболее плодотворным и счастливым для Владимира Куравского. Естественно, с «почтовым ящиком» пришлось расстаться: слишком пристальным было внимание со стороны КГБ.
Так судьба связала его с еврейской школой. Как смог человек, воспитанный в советское время и не связанный с педагогикой, обрести имя и авторитет в системе национального образования Москвы? Вот что говорит об этом сам Куравский: «В эпоху перестройки и гласности дороги развели многих еще недавно близких людей. Кто-то с увлечением бросился в политику, кто-то в бизнес. Меня не интересовало ни то, ни другое». В нем проснулся дух народного учителя, открывающего ученикам духовные сокровища.
Начало большого пути
Владимир Куравский стоял у истоков национального образования, полностью уничтоженного за семьдесят лет советской власти.
Создание еврейской школы пришлось начинать с нуля: не было ни методических разработок, ни учебников, ни пособий. Да и учить надо было совсем иному – не обязательным в советские времена основам марксизма-ленинизма, а многовековой мудрости Танаха. Пришлось убеждать родителей в преимуществах обучения в еврейской школе, объяснять им, что их дети не только получат хорошее общее образование, но и приобщатся к еврейской традиции и истории. В новом деле у Владимира Григорьевича нашлись единомышленники. Идею создания еврейской школы в Москве активно поддержала община в Марьиной роще и фонд «Ор Авнер», учредителем которого является Леви Леваев, известный бизнесмен, и сейчас помогающий школе «Ахей Тмимим».
Школа начала работать одиннадцать лет назад, в 1989 году. Занятия проводили в Московской хоральной синагоге. На первом этаже учились мальчики, на балконах второго этажа – девочки. Старейшая московская синагога наполнилась детскими голосами. Всем этим многоголосьем руководил Владимир Григорьевич Куравский, который успевал отвечать на вопросы, заменить отсутствующего преподавателя, найти учебники, накормить школьников. И при этом ни одного окрика, ни тени раздражения.
Постепенно школа развивалась: в классы приходили новые ученики, формировался преподавательский коллектив. В 1991 году Госкомитетом по образованию была официально зарегистрирована Еврейская средняя общеобразовательная школа «Ахей Тмимим» N1871. В 1993 году она получила постоянный московский адрес: Мясницкая ул., 40. Школьное здание довоенных лет было передано «Школе Куравского».
С 1995 года при школе открылся еще и детский сад.
О школе «Ахей Тмимим» из первых рук
В преддверии нового учебного года у директора много забот – заканчиваются ремонтные работы, продолжается прием учащихся.
Подготовка школы к началу учебного года – дело серьезное, но директор находит время ответить и на наши вопросы.
– Кто учится в вашей школе?
– Это в основном дети из московских еврейских семей. В последние годы в школу пришли дети горских и грузинских евреев, а также из дальнего зарубежья, родители которых длительное время находятся в Москве в служебной командировке или по другим делам. Таким ребятишкам мы помогаем адаптироваться на новом месте, уделяем большое внимание изучению ими русского языка, даем им дополнительные уроки.
– Кто преподает в вашей школе?
– Мы привлекаем наиболее квалифицированных преподавателей, как по гуманитарным, так и по точным дисциплинам. Под нашим пристальным вниманием находится изучение математики, физики, английского языка. Дети занимаются физкультурой, рисованием, музыкой и при этом углубленно изучают иврит, еврейскую историю, культуру, традицию.
– Ощущают ли дети национальный дух вашей школы?
– Даже внешне дети ощущают себя учениками национальной школы – мальчики носят кипы, девочки – длинные юбки. Все учащиеся обеспечены бесплатным кошерным питанием.
В школе отмечают и общегосударственные, и национальные праздники. Стены школы украшены рисунками учеников по мотивам Агоды. Мы поддерживаем тесные связи с национальными школами Европы, Израиля, а наши дети часто завоевывают призы в смотрах, олимпиадах и конкурсах.
– Как складывается судьба ваших выпускников?
– Наши выпускники получают государственные аттестаты зрелости, как в обычных московских школах. Большинство из них, 80%, продолжают образование в московских вузах, часть наших питомцев учится за границей. Московские комитет образования неоднократно подтверждал высокий уровень образования в нашей школе.
– Верите ли вы в перспективу еврейской школы в России?
– Я убежден в том, что у национального образования большое будущее. В школу приходит новое поколение еврейских детей, которые стремятся жить согласно многовековой национальной традиции. Родители дают своим детям не только общее образование, но и стараются приобщить их к национальной жизни.
МАЗЛ ТОВ!
Еврейская община г. Екатеринбурга сердечно поздравляет Темину Иду Анатольевну с 80-летием и желает ей здоровья и радости до 120 лет!
Поздравляем Якова и Лею Ратнер с рождением первенца Шнеура-Залмана. Желаем здоровья, счастья ребенку и его родителям до 120 лет!
Поздравляем Леви-Ицхока и Хану Мондшайн с рождением первенца! Желаем здоровья и счастья ребенку и его родителям до 120 лет!
Родные и друзья поздравляют Беллу Робертовну Шамараеву с бас-мицвой (12-летием) и желают ей здоровья, счастья и благополучия!
Поздравляем Иосифа и Перлу Рогельберг с 40-летием брака (первого и последнего у обоих). Желаем им счастья и любви до 120 лет!
Поздравляем Михаила Гавриловича, Михаила Михайловича Мирилашвили и его супругу со свадьбой внучки и дочери Тамары. Желаем здоровья и счастья молодым, радости их дедушке и родителям до 120 лет!
Поздравляем Беллу Давидовну Шамараеву с 80-летием. Желаем ей крепкого здоровья и бодрости до 120 лет!
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru