[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ АВГУСТ 2000 АВ 5760 — 8 (100)
Навстречу очередному Фестивалю искусств имени Соломона Михоэлса
19 сентября в Большом театре состоится открытие III Московского Международного фестиваля искусств имени Соломона Михоэлса.
Менее трех лет назад, 5 января
1998 года, на этой же сцене состоялось открытие I Международного фестиваля, получившего высокую оценку как в России, так и во всем мире. Само по себе предоставление главной, самой почетной сцены страны Михоэлсу говорит о многом.
Великий Соломон Михоэлс получил широкое признание при жизни, он познал ту истинную славу, которая выпадает на долю немногих избранных. Выдающийся актер и режиссер XX века, он вместе с А.М. Грановским создал национальный театр, ставший значительным явлением мировой культуры.
Фестиваль искусств имени Соломона Михоэлса стал началом нового вхождения Михоэлса в нашу жизнь. Свершилось то, что можно назвать чудом: фестиваль стал традиционным и сегодня является неотъемлемой частью не только еврейской, но и русской культуры. Он обрел собственную жизнь и тем самым продлевает жизнь и С. Михоэлса, и еврейской культуры.
РУССКО-ЕВРЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА – ФЕНОМЕН, КОТОРЫЙ ВОЗНИК В НАШЕЙ СТРАНЕ.
Говорит президент Федерации еврейских общин России, народный артист России Михаил Глуз.
– Что бы вы хотели сказать читателям журнала «Лехаим» в связи с предстоящим открытием III Московского Международного фестиваля искусств имени Соломона Михоэлса?
– Я счастлив, что дожил до того момента, когда уже завершается подготовка к III Фестивалю. Для меня это одна из самых важных ступеней моей жизни и деятельности. Были другие этапы. Была работа в Еврейском камерном театре. Было открытие Культурного центра, который носит имя Михоэлса, – первая попытка возобновить интерес к имени великого еврейского деятеля культуры в России (тогда еще СССР). И вот, наконец, фестивали имени Михоэлса. Для меня это логично.
Проведение фестивалей – очень трудная задача, потому что фестивали эти негосударственные, т. е. денег на них государство не дает.
Заразить идеей этого фестиваля мне удалось многих людей. Евреев и неевреев. Все, кто видит важность этого дела, нам помогают, как могут. «Сбрасываются», иногда по крохам: кто-то помогает напечатать буклет, кто-то дает машину, кто-то – деньги. Без этого существовать невозможно.
Пользуясь случаем, хочу особо поблагодарить нашего генерального спонсора – Международную группу компаний «Итера» и ее президента Игоря Викторовича Макарова, который активно участвует в осуществлении всех наших мероприятий. Я хотел бы выразить огромную признательность корпорации «Евросервис» и ее президенту Константину Мирилашвили, компании «Городисский и партнеры» и ее руководителям Михаилу Городисскому, Валерию Медведеву, нашим генеральным авиаперевозчикам – компаниям «Аэрофлот» и «Трансаэро». Очень большую роль в нашей работе играют компании «Билайн», «Мобилтелеком» и «Комет», наши информационные спонсоры – РТР, «РИА-Новости», газета «Известия».
Для меня как президента ФЕОР этот фестиваль очень важен, поскольку он вписывается в культурную жизнь еврейских общин страны. Это колоссальный толчок в развитии самосознания, огромный стимул для изучения еврейской культуры, люди, которые интересуются ею, смогут получать видео- и аудиоматериалы, печатные издания. В этом смысле очень важно для нас появление русско-еврейского литературного альманаха, который мы планируем выпустить к Фестивалю – он появится и в русских библиотеках, и библиотеках еврейских общин России. В него, кроме материалов о нашей деятельности, будут включены неизвестные и малоизвестные публикации русских и еврейских авторов. Для нас вообще очень важно издание книг. В рамках Фестиваля устраиваются михоэлсовские чтения. К прошлым Фестивалям выпускались книги Матвея Гейзера («Соломон Михоэлс. Жизнь и смерть», «Семь свечей»).
Конкурс клезмеров хорошо вписывается в культурную жизнь общин, которые входят в Федерацию. Я, как музыкант горжусь тем, что этот конкурс есть. На II Фестивале он проводился в первый раз. В мире проводятся клезмерские фестивали, а конкурс прошел впервые у нас. Я рад, что благодаря этому конкурсу мы смогли реально поддержать прекрасные коллективы из Екатеринбурга, Тулы, Астрахани, вручив им премии. И сейчас к нам приезжают интересные коллективы. Это есть живая ниточка связывающая еврейских музыкантов России. А получив поддержку на конкурсе, эти музыканты будут с новыми силами радовать своим искусством людей в самых отдаленных общинах. Это замечательно!
Меня спрашивают, а что Фестивали дают еврею из российской глубинки? Во-первых, на предстоящий Фестиваль мы собираемся привезти на автобусах группы людей из далеких общин, чтобы они побывали на спектаклях, конкурсах, концертах.
Во-вторых, мы привезем и поддержим премьеру спектакля прекрасного театра из Костромы «Шалом, солдат!» писателя Владимира Орлова. Приедет театр из Минска, который покажет спектакль о Шагале.
Мы ощущаем крайний дефицит информации. А в далеких общинах – тем более. Поступают просьбы о создании виртуальной библиотеки, в которой содержалась бы информация о еврейских пьесах, песнях, литературе. В общинах не на чем работать. Нет материала. Это как раз то, чем должна заняться Федерация. Это еврейская общинная культурная жизнь.
– Из больших еврейских организаций, кроме Фонда поддержки еврейской культуры «Атиква», кто-нибудь еще принимает участие в Фестивалях, в возрождении имени Михоэлса?
– К сожалению, нет. Однако на прошлых фестивалях с нами взаимодействовали такие организации, как «Сохнут» и «Джойнт», которые принимали участие в отдельных мероприятиях. А из организаций, существующих в России, – никто. Тем не менее, мы всегда повторяем, что нам нужна помощь и мы открыты для сотрудничества со всеми, кому дорога культура нашего народа. Говоря о вкладе тех или иных крупных структур, я хотел бы подчеркнуть, что этот гигантский проект под названием «Московский Международный Фестиваль искусств имени Соломона Михоэлса» реализует очень маленький коллектив единомышленников. И самое уникальное – все они люди разных национальностей.
– Вы упомянули о своей работе в КЕМПТе. Это был театр еврейский или все-таки еврейско-русский? Может ли существовать понятие «русско-еврейская культура»?
– КЕМПТ – конечно, русско-еврейский театр. Сначала была дилемма – на каком языке играть? Идиш к этому времени мало кто уже знал (это был 1977 год), и было принято единственно верное решение – сделать этот театр музыкальным, на основе песен и танцев, потому что язык музыки понятен всем. Это интернациональный язык. А русско-еврейская культура – это феномен, который возник в нашей стране.
– Что еще вы хотели бы сказать читателям «Лехаима»?
– Еще хочу сказать: мы будем всячески поддерживать талантливые работы на периферии. Мы считаем это весьма важным. Вернусь к спектаклю театра из Костромы. Энтузиазм этого коллектива нас поразил. Мы должны возродить искусство пуримшпиллеров. Мы обязаны возрождать еврейскую жизнь в России. Люди испытывают потребность в этом. Есть «ожившие» евреи. На наших мероприятиях ко мне подходят люди и шепчут на ухо: «А ведь я – еврей». Не знаю причин, по которым они это скрывали раньше, но если это признание вызвано фестивалями – это очень приятно. К людям возвращается чувство национальности. А на следующем этапе человек заявит об этом уже громко.
Очень важно, что президент России поддержал Фестиваль. Владимир Владимирович понимает, что мы живем в многонациональной стране и еврейская культура – одна из ее составляющих.
Поддержка президента для нас крайне важна. Еще раз повторю, что мы не получаем от государства ни копейки. Это очень тяжело, находить деньги с каждым фестивалем становится все труднее. Тем больше мы нуждаемся в моральной поддержке, которая не продается и не покупается ни за какие деньги.
Мы очень надеемся что президент придет к нам на открытие. Мы ждем его приветствия.
В заключение нашей беседы хочу еще раз пригласить многотысячную аудиторию «Лехаим» на наш фестиваль.
– Вы, наверное, самый «старый» михоэлсовед. Говорят, вашему увлечению Михоэлсом уже более тридцати лет, и вы остаетесь верным своему увлечению до сих пор. Чем это можно объяснить?
– Думаю, это не просто увлечение. Для меня Михоэлс, его взлеты и падения, – воплощение не только той части еврейской истории, которая относится к советскому периоду, но и символ верности нашего народа своим традициям, языку, истории. Я уверен, что в самом его имени есть тайна, противостоящая забвению. В течение более 30 лет я беседовал о Михоэлсе с сотнями людей, знавших его, встречавшихся с ним. Всех моих собеседников – Анастасию Павловну Потоцкую-Михоэлс и Сергея Владимировича Образцова, Юрия Александровича Завадского и Ростислава Яновича Плятта, Петра Леонидовича Капицу и Моисея Самойловича Беленького – объединяли истинная любовь к Михоэлсу и память о нем, которая всегда в них оставалась живой.
– Вы – автор многих статей о Михоэлсе, двух книг о нем. Уже стало традицией, что к каждому фестивалю выходит ваша книга. А к этому тоже?
– К III фестивалю имени Соломона Михоэлса планируется выход моей книги «Негаснущие свечи Холокоста». Ежегодно во всем мире отмечается День Катастрофы европейского еврейства – Шоа, Холокост. «Шоа» в переводе с иврита несчастье, разруха; греческое слово «Holocaust» переводится, как «всесожжение». Я хочу, чтобы поколение людей, не познавших на себе Шоа, узнало о нем правду от тех, кто стал его жертвой. Наверное, возвращаюсь к Холокосту еще и потому, что есть раны незаживающие. В последнее время тема эта стала модной, популярной. Ее порой используют в шоу-бизнесе и в политических играх. И нередко делают это люди, не достойные прикосновения к этой теме. «Игра в Холокост» может привести к новой трагедии. Не дай, Б-г, чтобы это произошло!
Почему такая книга выходит в канун Фестиваля Михоэлса? Для меня тема «Михоэлс» ассоциируется не только с искусством, не даже с «гамлетовской» темой. Для меня гибель Михоэлса - это прежде всего попытка нового Холокоста, а по сути – случайно не завершившееся решение «еврейского вопроса, по Гитлеру».
– Традицией стали также ваши вечера в период проведения михоэлсовских фестивалей. Будет ли вечер во время этого?
– Да. Он уже стоит в программе фестиваля. Очень надеюсь, что в нем примут участие мои друзья – Давид Лернер, Эмиль Верник и Михаил Глуз, писатели Л. Либединская и Т. Бек, а также заслуженный артист РФ из Самары Олег Свиридов, который прочтет монолог Эзры Брина из спектакля Самарского драматического театра «Врата раскаяния», поставленного режиссером Виктором Тимофеевым по моей повести «Иов из Шполы».
– Ваше отношение к фестивалям имени Соломона Михоэлса?
– Убежден, что михоэлсовские фестивали искусств останутся одной из лучших страниц в современной истории еврейства в России. Я думаю, что это историческое явление в русско-еврейской культуре еще до конца не осознали и не оценили ни журналисты, ни искусствоведы. Но, как известно, время все ставит на свои места, и скоро, очень скоро, станет ясно, что без этих фестивалей судьба евреев в России была бы иной.
В ЕГО ИМЕНИ ЕСТЬ ТАЙНА, ПРОТИВОСТОЯЩАЯ ЗАБВЕНИЮ
Матвей Гейзер – руководитель комиссии по наследию Соломона Михоэлса, писатель, журналист, заслуженный учитель России. Автор двух монографий о С. Михоэлсе, книг «Еврейская мозаика» и «Семь свечей», получивших признание не только в России, но и за рубежом. Публицистические статьи М. Гейзера печатаются в центральных газетах России, ближнего зарубежья, а также в Израиле, США, Германии, Австралии.
Дорогие друзья!
Я с большой радостью воспринял известие о том, что 19 сентября в Москве в Большом театре состоится открытие III Московского Международного фестиваля искусств имени Соломона Михоэлса.
Имя Михоэлса, этого великого сына нашего народа, известно и уважаемо во всем мире. Его вклад не только в искусство, но и в победу над фашизмом останутся в памяти людей навсегда.
Я знаю, что на предыдущих фестивалях Михоэлса выступали лучшие артисты из России и со всего мира. На этих фестивалях побывали десятки тысяч зрителей. Это Михоэлс объединил их вокруг себя и собрал вместе под шатер еврейского неба, которое едино для евреев, где бы они ни жили.
Я желаю успехов и здоровья всем участникам фестиваля: актерам, гостям, зрителям. Я желаю всем мира и процветания!
С уважением
главный раввин России
Берл Лазар
Приветствие Фестивалю президента России В.Путина. Приветствие Фестивалю президента Израиля Э.Барака.
ЭТО БУДЕТ ЕЩЕ ОДИН ВЕЛИКИЙ ФЕСТИВАЛЬ
Андрей Торяник – исполнительный директор Московского Международного фестиваля искусств имени Соломона Михоэлса. В 1999 году закончил Киевскую Академию управления по специальности «Маркетинг». В 1997 году стал исполнительным директором Культурного центра имени Соломона Михоэлса. Осуществил ряд благотворительных проектов, среди которых акция «НЕТ ВАНДАЛИЗМУ!» (после взрыва одной из синагог в Москве), Праздник «Земли Обетованной» (к 50-летию Государства Израиль), «В Россию с любовью» (совместный проект Америки, Израиля и России).
– Меня пригласили войти в этот проект на временных условиях для организации Фестиваля искусств имени Соломона Михоэлса и для построения системы. Я согласился, потому что это новая деятельность, а я вообще люблю экспериментировать. После окончания проекта мне было предложено работать в Культурном центре имени Соломона Михоэлса.
– Здесь с самого начала Ваша деятельность приняла «еврейский» характер. Вы впервые столкнулись с еврейской культурой или были с ней знакомы раньше?
– Я впервые с ней так плотно столкнулся, до этого у меня не было никаких вхождений в эту огромнейшую часть мировой культуры.
– Что вы можете рассказать о III Фестивале искусств имени Соломона Михоэлса? Чем он отличается от первых двух?
– Мы готовим еще один великий фестиваль. В слове «великий», поверьте, нет преувеличений. Этот фестиваль будет иметь «легкий хореографический уклон», если можно назвать легкой большую хореографическую постановку в Большом театре. Очень много приезжает коллективов из Израиля, из Америки. Некоторые из них уже были здесь, в частности ансамбль «Соломон». А израильский и американский балеты приезжают впервые. Мы старались сделать программу не какой-то узко направленной, а разносторонней, чтобы к нам мог прийти любой зритель и каждому было интересно.
– Какие особые трудности вы испытываете в своей работе? Есть ли люди, мешающие вам?
– Человек привыкает ко всему, и я не различаю «особые» и «не особые» трудности. Есть текущая плановая работа по организации фестиваля. А возникающие проблемы – их никак не избежать. Конкретно про людей, мешающих в работе, я ничего сказать не могу. Я не ощущаю на себе никакой агрессивной или негативной реакции извне. Хочу сказать, что II фестиваль был в этом плане более тяжелым, чем первый. Была сложная ситуация – и политическая, и экономическая. Это был не простой проект. Основная трудность III Фестиваля в том, что все труднее находить финансовую поддержку, хотя мы являемся единственными в своем роде не только в России, но и в мире.
– Кто из команды основоположников михоэлсовского фестивального движения сегодня работает с вами?
– Первый и главный человек – Михаил Глуз. Это титан. Это колонна, на которой все держится. Вся наша творческая деятельность невозможна без Ирины Горюновой и ее идей. Ежедневно координирует работу офиса Екатерина Лунина. Техническая часть на Володе Михайлове. Переводы (ведь наш фестиваль международный) – на Анне Староминской. Все фестивали мы провели с администратором Татьяной Королевой. Научно-литературную часть ведет Матвей Гейзер.
– Вы – человек нееврейской национальности, как мне известно. Но в последние годы причастны к еврейской культуре, а точнее – к русско-еврейской... Кстати, существует ли, по- вашему, такая культура?
– Вы знаете, да. Убедился, что существует. Поработав здесь, я понял, что ассимиляция культур, взаимное проникновение культур разных народов, живущих на одной географической территории, неизбежны. Праздники отдельных национальностей становятся общими, а значит, сближаются и культуры самих народов. Я думаю, что предыдущие Фестивали имени Михоэлса и особенно, предстоящий, III Фестиваль, в котором примут участие актеры из Белоруссии и Украины, Израиля и США, из России – из Костромы и Казани подтверждают мою мысль. Это еще одно подтверждение тому, что национальные культуры, встречаясь вместе, обогащают друг друга.
ПОКА ГОРИТ СВЕЧА...
Ирина Горюнова – заместитель генерального директора – артистический директор Московского Международного фестиваля искусств имени Соломона Михоэлса, Благотворительного фонда поддержки еврейской культуры «Атиква», кандидат искусствоведения, награждена медалью «За заслуги перед отечеством» и премией Союза журналистов России. Ее постановки «Свечи на снегу» (закрытие I Фестиваля в ГЦКЗ «Россия») и «В Россию с любовью» (открытие II Фестиваля в спорткомплексе «Олимпийский») стали событиями в культурной жизни страны.
– Каковы реальные результаты фестивалей имени Соломона Михоэлса? Что нового они внесли в русско-еврейскую культуру?
– С исторической точки зрения, осмысливая весь «постмихоэлсовский период», можно с уверенностью сказать, что это явление, до конца еще не оцененное. Ни у нас, организаторов, нет времени все осмыслить, ни у тех, кто три года работает вместе с нами. Все же я бы очень хотела, чтобы такое время настало. Когда в 1997 году мы задумали провести Фестиваль имени Михоэлса, нас поддержала замечательная команда выдающихся деятелей культуры: Юрий Башмет, Владимир Васильев, Виталий Гинзбург, Армен Джигарханян, Евгений Евтушенко, Марк Захаров, Людмила Касаткина, Вахтанг Кикабидзе, Иосиф Кобзон, Сергей Колосов, Игорь Моисеев, Мстислав Ростропович, Николай Сличенко, Геннадий Хазанов, Тихон Хренников, Михаил Ульянов. В ответ на письмо Президенту мы получили поддержку и в правительстве и лично Б. Н. Ельцина. Поддержка власти была для нас тогда очень важна. Это был 97-й год, первый год после президентских выборов, и тогда демократические процессы еще реально существовали. Особо отмечу, что нас очень поддержали такие люди, к сожалению, ушедшие из жизни, как Галина Уланова и Юрий Никулин, это дорогого стоит. Тогда это был поступок. Почему? Потому что имя Михоэлса десятки лет оставалось, мягко говоря, в тени. По сути говоря, все, что он сделал для еврейского искусства, для еврейского театра, для еврейской культуры, никак не проявлялось.
– Хотелось бы чуть подробнее остановиться на участии русских деятелей культуры в предыдущих фестивалях.
– Хочу подчеркнуть, что у нас была изначальная позиция: культура – это единственная сфера в нашей жизни, где нет места национальным предрассудкам, спорам, конфликтам. В наших фестивалях принимали участие Наталья Гундарева, Михаил Ульянов, Евгений Евтушенко, Владимир Васильев, Армен Джигарханян, Вахтанг Кикабидзе, Тамара Гвердцители, Нина Семизорова, Нина Ананиашвили, Людмила Семеняка, Надежда Бабкина... Они делали это в память о Михоэлсе. Армен Джигарханян причислил Михоэлса к такой верхушке культурного айсберга, как Пушкин и Моцарт...
– Все актеры, принимавшие участие в фестивалях, работали бескорыстно?
– Большинство наших мероприятий – благотворительные. В том числе и последний проект, «Мы снова вместе», – благотворительная акция. Все зрители и в Москве, и в Линкольн-центре Нью-Йорка, и в Зале Конгрессов Израиля были приглашены бесплатно. Только, в период II Фестиваля наши мероприятия посетили более тридцати тысяч зрителей.
– Чем III Фестиваль будет отличаться от предыдущих?
– В этом фестивале очень сильно представительство Израиля. Из Израиля приедет восемьдесят с лишним человек. Мы этому очень рады, потому что наши культурные контакты с Израилем очень окрепли. Мы рады, что впервые в Россию приезжают труппа Израильсккого балета, а зрители снова встретятся с певцом Дуду Фишером. Мы уже получили приветствие Барака. Это первое приветствие нашему фестивалю. Самое новое в III Фестивале – это Неделя еврейского кино, которую мы будем проводить вместе с посольством Государства Израиль. Откроется она фильмами «Соломон Михоэлс. Возвращение» и «Дети евреев». Эти фильмы перекликаются очень символично. В основном все фестивальные фильмы – премьеры. Но состоится и ретроспективный показ фильмов с участием Михоэлса. На фестиваль впервые приезжает несколько режиссеров из Израиля.
– Вся эта культура, которая исходит от михоэлсовских фестивалей, – это все-таки русско-еврейская культура? Или это «надгробие» чисто еврейской культуре?
– Я не думаю, что к культуре может быть применим такой термин, как надгробие. Пока жив народ, жива и его культура. Ведь культуру создает народ. Конечно, мы не можем сказать, что сегодняшнее проявление этой культуры такое же, как и при Михоэлсе. Мы живем в другой стране, прежде всего с политической точки зрения. Нет уже тех еврейских местечек и тех погромов, что описывал Шолом-Алейхем. Я считаю, что ассимиляция, которая произошла в «постмихоэлсовский период» очень многое изменила. Сейчас происходит другой процесс, поскольку мы очень сблизились с Израилем, чего не было во времена Михоэлса. Это сближение израильской и русской культуры, очень важный момент, который сейчас, кстати, на фестивале и проявится. Поэтому, мне кажется, сегодня нужно говорить не о «надгробии», а о новом витке еврейской культуры.
– А не может быть такого, что еврейская культура будет «звучать», в основном на русском языке, так как идиш почти исчез?
– Нет, думаю, это исключено. Течение жизни нельзя остановить. Что такое культура? Культура – это люди. Есть новое поколение. Новое поколение детей, которые рождаются в Израиле у выходцев из России. Эти дети могут быть не менее талантливы, чем те, что рождаются в России, да и вообще в диаспоре, и они, несомненно, будут создавать свою культуру. Вероятно, главным образом, на иврите. Но часть из них, быть может, унаследует от отцов идиш, а кто-то захочет творить на русском языке. Во всяком случае, уверена, что, независимо от языка, гибель той культуре, которую мы называем еврейской, не грозит. Но поскольку они уже родились, воспитывались и выросли на той земле, впитали традиции, культуру Израиля, они все равно будут носителями той, израильской, культуры. Эти процессы необратимы.
– Что вам как организатору фестивалей запомнилось из I и II Фестивалей?
– Было несколько мероприятий, на мой взгляд, исторических. Это прежде всего открытие I фестиваля в Большом театре. Событие, которого не было ни в истории этого театра, ни в истории еврейской культуры. Евгений Евтушенко специально тогда написал прекрасную поэму о Михоэлсе... Юрий Башмет, вновь открыл 13-ю Симфонию Шостаковича. Затем – закрытие фестиваля. Спектакль-концерт «Свечи на снегу», посвященный 50-летию гибели Михоэлса. Шоу-марафон «В Россию с любовью» (II Фестиваль) в спорткомплексе «Олимпийский», на котором присутствовали 18 тысяч человек. Надо отметить, что это был очень тяжелый политический момент – война в Югославии. Мы думали, что из Америки никто к нам не приедет. Но люди приехали. Артисты выходили на сцену и говорили, почему они здесь, – не потому, что они евреи или неевреи, а потому, что их жизненная позиция – отрицание фашизма в любом его проявлении.
III Фестиваль вновь откроется в Большом театре. Театрализованный гала-концерт «Еврейские мотивы в мировой культуре» будет транслироваться по РТР, нашему генеральному спонсору. Думаю, это станет событием. Зрителей ждет множество премьер. Закрытие фестиваля состоится в ГЦКЗ «Россия». И здесь – снова премьера! Причем особая. Не хочу предвосхищать эти и другие события, – я как всякий творческий человек суеверна. Ведь самое главное (то, ради чего все мы работаем), – чтобы не угасала и как можно ярче горела одна из свечей нашего народа – его уникальная, богатейшая культура. Эту свечу не погасят никакие снега.
ПУСТЬ ЧАЩЕ ЗВУЧИТ ИДИШ.
Леонид Сонц – председатель казанской еврейской общины, ответственный секретарь жюри конкурса еврейской музыки. Талантливый музыкант. Руководитель одного из лучших клезмерских коллективов «Симха», созданного в 1989 году. На счету ансамбля - участие в крупных еврейских мероприятиях, в том числе встрече бывшего Премьер-министра Государства Израиль г-на Нетаниягу в Москве, встречах правительственных делегаций в Татарстане.
За цикл концертных программ Леонид Сонц удостоен звания заслуженного артиста Республики Татарстан.
– На предстоящем Фестивале искусств вам и вашему музыкальному коллективу «Симха» уготована особая роль: на конкурсе идишистской песни вы будете аккомпанировать исполнителям этого интересного жанра, которые приедут в Москву не только из России, но и со всего мира.
– Скажу вам честно, – я очень волнуюсь. Конкурс еврейской музыки в рамках III Международного фестиваля, в таком виде, как мы его задумали, проводится впервые. Песня на идише – это высокое искусство, которое в значительной степени помогло сохранить не только еврейскую культуру, но и наш народ. Наряду с конкурсом клезмеров – такой уже проводился на II Фестивале имени Михоэлса – идишистская песня займет, уверен, особое место. Конкурс идишистской песни проводится в России один раз в год совместно с американским Фондом развития еврейской культуры. В последний раз в Петербурге проходил мастер-класс, способствующий развитию еврейских песен на идише. Наш ансамбль также будет оказывать творческую поддержку в проведении конкурса.
Концерт лауреатов конкурса исполнителей народной еврейской музыки состоится в Центральном Доме композиторов. Там же будет проведена презентация диска нашего ансамбля.
Я рад тому, что на михоэлсовских фестивалях, думаю, что и на III фестивале, эта традиция продолжится, все больше и больше звучит идиш. Мне не только как актеру, но и как человеку язык этот особенно дорог. Я – внук житомирского клезмера Штекелиса. Родился в силу обстоятельств не в Полесье, а в Узбекистане. Первые уроки музыки получил от своего деда. Потом учился в музыкальном училище в Луцке. О том, чтобы поступить в консерваторию на Украине в те годы, не могло быть и речи. Уехал в Россию, поступил в Казанскую консерваторию. Моим учителем был Натан Рахлин. Когда я читал в книге М. Гейзера «Соломон Михоэлс» описание репетиций, которые проводил великий актер и режиссер, мне вспоминались занятия другого выдающегося артиста – Натана Григорьевича Рахлина.
Может быть, я сентиментален, но как жаль, что до этого Фестиваля на дожил Натан Григорьевич. Он умер в Казани в 1979 году. Это он научил меня владению сценой и общению со зрителем. Ученики Н. Г. Рахлина, «рахлинцы», это особая нация. Я немного отошел от темы, но мне хочется накануне Фестиваля Михоэлса вспомнить и своего учителя.
Отзвуки московских фестивалей искусств имени Соломона Михоэлса доходят и до казанской еврейской общины, которая имеет свои особенности. У нас есть Еврейский общинный дом, в котором мирно уживаются различные еврейские организации: ФЕОР и Джойнт, РЕК и любавичские хасиды. По этому случаю замечу, что на концерте ансамбля «Симха» в Москве состоится презентация нашего нового диска «Хасидские напевы».
И вообще мне хочется пожелать, чтобы на этом и на следующих михоэлсовских фестивалях звучало больше не эстрадных, а идишистских песен и чтобы идишистская культура, не просто еврейская, а именно идишистская, заняла заметное место.
Материалы подготовила
Галина Казимирова
ЛУЧШЕ ОДИН РАЗ УВИДЕТЬ...
(В рамках фестиваля искусств имени Соломона Михоэлса состоится Неделя еврейского кино).
Дан Орьян – израильский дипломат, атташе по культуре посольства Израиля в России. Родился в 1966 году. Образование получил в Израиле: окончил русско-славянское отделение Еврейского университета, в этом же университете по окончании гуманитарного факультета защитил диплом по теме «Объединение Германии с точки зрения России».
В 1994 году в течение семестра учился в Дипломатической академии в Москве, до этого, в 1991–1993 годах, прошел курс обучения при министерстве иностранных дел Израиля. В МИДе работает с 1991 года, курировал связи со странами СНГ, в том числе с Россией. В 1998–1999 годах читал лекции «Международные отношения СССР» в Иерусалимском открытом университете. В Москве работает с сентября 1999 года.
– Имя Михоэлса вам давно известно?
– Михоэлс не только великий актер, но и выдающийся общественный деятель. С этой точки зрения имя его было известно в Израиле. В связи с фестивалем, думаю, станет еще более известно. А о Михоэлсе я слышал от своих родителей – их корни из России. Во время учебы в Москве и в еврейском университете в Иерусалиме узнал еще больше.
Сейчас в Израиле очень много евреев из бывшего СССР, и естественно, что они «привезли» с собой имя этого человека и память о нем, но это не значит, что о нем до этого не знали.
– На III фестивале искусств имени Соломона Михоэлса состоится Неделя еврейского кино. Говорят, что это была ваша инициатива.
– Не так важно, чья инициатива, хорошо, что такой Фестиваль состоится. Весной прошла неделя израильских фильмов в Москве, Красноярске, Новосибирске и Петербурге. Неделя еврейского кино в рамках фестиваля будет во многом отличаться от прошлого фестиваля.
– Расскажите немного о фильмах предстоящей Недели.
– В день открытия фестиваля будут демонстрироваться два фильма. Один российский – «Соломон Михоэлс. Возвращение» и один израильский -«Дети евреев». Фильм «Соломон Михоэлс. Возвращение» (продюсер и композитор М. Глуз, режиссеры К. Бромберг и Ю. Константинова) получил вскоре после его создания мировую известность. Он демонстрировался на ТВ-Центре в Москве, на Генеральной Ассамблее Всемирного еврейского конгресса в Нью-Йорке, скоро будет показан на телеэкранах в Австралии, США... И вполне логично, что открытие Недели еврейского кино на Фестивале имени Михоэлса начнется с показа этого фильма. Несколько слов о фильме «Дети евреев» (продюсер Борис Мафцир, режиссер д-р Вики Ширан). В основе этого фильма – фотографии детей, взятые из музея-мемориала Яд Вашем. Это фильм, в котором обо всем рассказывают фотографии. Многие из них сделаны нацистами (как известно, палачи любили фотографировать свои жертвы). В фильме нет описания каждого ребенка, нет имен детей, но это не уменьшает его эмоционального воздействия. В фильме отражена трагедия еврейского народа в целом и каждого ребенка в отдельности.
– Какие еще фильмы увидим мы на фестивале?
– Обо всех рассказать невозможно, пе
речислю лишь названия: «Дженни и Дженни» (режиссер Михаль Авиад), «Как я научился преодолевать свой страх и любовь к Арику Шарону» (режиссер Ави Мограби), «Черное и белое наполнено цветами» (режиссер Тамир Пауль), «Комедиант» (режиссер Арнон Гольдфингер), «Архивы: terra inсognito» (режиссер Анна Симонова) и фильм режиссера Йоси Годарда «Король и шут (Песня души. Гетто Лодзь)».
На последних двух фильмах хочу остановиться подробнее. В фильме «Король и Шут» заняты такие известные актеры, как Леонид Каневский, Исраэль (Саша) Демидов...
– Извините, перебью вас. В Москве в рамках II фестиваля имени Михоэлса был показан спектакль Самарского театра с таким же названием, поставленный по пьесе Александра Борщаговского. Тема этого спектакля – шекспировская трагедия, ставшая еврейской. В ней два героя – Михоэлс и Зускин...
– В фильме Йоси Годарда другая трагедия. История Гетто Лодзи – одна из самых страшных в Холокосте. Одни рассматривают ее как неимоверный случай сотрудничества с нацистами, другие – как попытку выжить в тяжелейших условиях. «Король» Хаим Ромковский, – глава еврейской общины Лодзя, «Шут» – уличный певец Янкель. Фамилия Янкеля не сохранилась до наших дней, но остались шутливые и сатирические песни, им сочиненные...
– Вы еще хотели сказать о фильме «Архивы: terra inсognito».
– Этот фильм создала Анна Симонова. Она не только режиссер, но и автор проекта. Продюсер фильма А. П. Блинов. Снят он на московской студии «Пеликен». Думаю, что старые архивы продолжают жить и оказывают влияние на ныне живущих. В фильме А. Симоновой использованы документы из фондов гестапо, СС, из канцелярий Гитлера и Гиммлера, дневники Геббельса, акварели Гитлера, интересные материалы еврейских общин и сионистских организаций,правительственные документы Австрии, Норвегии, Франции, Румынии... Есть в нем и материалы комиссии Розенберга.
– Что еще вы хотели бы сказать нашим читателям?
– Есть такая русская пословица: лучше один раз увидеть, чем много раз услышать. Я приглашаю всех на наш фестиваль.
Программа III Московского Международного фестиваля искусств имени Соломона Михоэлса под патронажем Президента РФ 19 - 28 сентября 2000 года
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ БОЛЬШОЙ ТЕАТР РОССИИ
19 сентября. Открытие фестиваля. Гала-концерт «Еврейские мотивы в мировой культуре».
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ ЕВГЕНИЯ ВАХТАНГОВА
20 сентября. Спектакль-балет Kibbutz Contemporary Dance Co. (Израиль).
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ДОМ КОМПОЗИТОРОВ
21 сентября (день). Конкурс исполнителей народной еврейской музыки.
21 сентября (вечер). Премьера спектакля Костромского драматического театра «Шалом, солдат».
22 сентября (день). Конкурс исполнителей народной еврейской музыки.
22 сентября (вечер). Концерт бухарских евреев – ансамбля «Семья Акиловых».
23 сентября. Концерт лауреатов Конкурса исполнителей народной еврейской музыки. Презентация диска ансамбля «Симха» (Казань).
24 сентября. Концерт камерной музыки. С. Крымский, И. Дорфман и Эва Бен-Цви, сопрано (Израиль).
МОСКОВСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР НА МАЛОЙ БРОННОЙ
21 сентября. Открытие Недели еврейских фильмов.
22 сентября. «Моя Одесса». Спектакль Романа Карцева.
23 сентября. Спектакль «Концерт для Голоса и Саксофона» с участием Михаила Козакова и Игоря Бутмана.
МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ ИМЕНИ П.И. ЧАЙКОВСКОГО БОЛЬШОЙ ЗАЛ
25 сентября. Государственный Академический Симфонический оркестр Российской Федерации, художественный руководитель и дирижер
Василий Синайский, Дора Шварцберг – скрипка (Австрия), дирижер Миша Кац (Франция).
РАХМАНИНОВСКИЙ ЗАЛ
22 сентября. Концерт камерной музыки. Оскар Фельцман.
МУЗЕЙ КИНО
23-26 сентября. Неделя еврейского кино.
К/Ц «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ»
27 сентября. Закрытие Недели еврейского кино
КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ ИМЕНИ П.И. ЧАЙКОВСКОГО
20 сентября. Биг-Бэнд п/р Игоря Бутмана. «Еврейские мелодии в мире джаза».
21 сентября. Спектакль-балет Kesher Chaim Dance Ensemble (США).
23 сентября. Концерт камерной музыки. Дирижер Роберт Канетти (Израиль). Камерный оркестр «Musica Viva» , солисты Роберт Канетти – скрипка и Екатерина Габели – скрипка.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТЕАТР КУКОЛ ИМЕНИ С. ОБРАЗЦОВА
25 сентября. Вечер еврейской песни и юмора с участием А. Журбина и артистов театра «Шалом».
ТЕАТР У НИКИТСКИХ ВОРОТ П/Р МАРКА РОЗОВСКОГО
24 сентября. Спектакль «Фокусник из Люблина» по одноименной повести И.Башевиса Зингера.
МОСКОВСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР «ВЕРНИСАЖ»
25 сентября. Юбилейный вечер писателя Матвея Гейзера
26 сентября. Премьера спектакля Минского театра антрепризы «Полеты с ангелом»
ГЦКЗ «РОССИЯ»
28 сентября. Закрытие Фестиваля.
Михаил Глуз: «Молитва». Презентация сольного альбома .
Гала-концерт с участием звезд российской эстрады
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru